Динамика абонентской базы мобильных операторов за сентябрь

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России к концу сентября 2010 года достигло 216,5 тыс., увеличившись за месяц всего на 100 тыс. абонентов. Напомним, что на конец августа текущего года абонентская база сотовых операторов в России равнялась 216,4 млн. Сентябрьский прирост – один из наименьших за этот год. К примеру, в августе прирост составлял 1,4 млн, а максимум наблюдался в феврале – 1,72 млн.

При этом и в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет сентябрь 2010 года показал не слишком оптимистичные результаты: ранее минимальный прирост был продемонстрирован в 2007 году – тогда за сентябрь абонбаза в России увеличилась на 1,6 млн. Лидерство же остается у 2005 года – 4,4 млн.

Динамика прироста абонбазы в РФ в сентябре, по данным AC&M Consulting, млн

Уровень проникновения сотовой связи в России к концу сентября 2010 года составил 149,1 %. Несмотря на то, что на конец августа показатель проникновения был также равен 149,1 %, некоторый прирост наблюдается – около 0,07 %. Заметим, что ранее минимальный показатель за год наблюдался в январе – 0,3 %. Прирост за год составил 8,8 %, годом ранее – 16,6 %. Прирост с сентября 2007 по сентябрь 2008 не так сильно отличался от текущего годового: он составлял лишь 9,8 %.

Уровень проникновения на конец сентября, по данным AC&M Consulting, %

Троечные модификации

Чистый прирост в сентябре 2010 года распределился между операторами таким образом. Доли в приросте снова получили лишь три оператора, правда в этот раз МТС сменил в тройке «ВымпелКом». В итоге ситуация выглядит так: «МегаФон» - 37,3 %, МТС - 39,1 % и Tele2 23,6 %. При этом другие операторы не получили доли. Напомним, что в августе расклад был таким: «МегаФон» - 56,2 %, «ВымпелКом» - 17,2 % и Tele2 - 24,7 %.

В пресс-службе «ВымпелКома» пояснили, что «незначительный отток в сентябре связан с сезонным фактором и стал результатом активных продаж сим-карт в летний период, приобретаемых, в том числе, роумерами для краткосрочного пользования». При этом на массовом рынке 20 сентября была запущена услуга «Безлимитный серфинг с Opera-mini», а 1 сентября был запущен тарифный план «Простая логика», который оказался на третьем месте по популярности за месяц наряду с тарифом «Монстр общения». Лидером по популярности стал тариф «Добро пожаловать», на втором месте – «Мир Билайн». На бизнес-рынке спросом пользовались сервисы «Мобильный офис за 1%», IP Centrex (виртуальная АТС).

В итоге к концу сентября 2010 года абонентская база операторов «большой четверки» в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 69,673 млн, что на 566 тыс. больше, чем на конец августа. Напомним, что три предыдущим месяца МТС теряли абонентов – потери за три месяца составили как раз чуть более полумиллиона. Напомним, что в августе потери составили 191 тыс., в июле – 120,8 тыс., в июне – 426 тыс., а в мае прирост оператора в России был положительным и составлял 117 тыс., в апреле - 65 тыс., а в марте был отрицательным.

Количество абонентов «ВымпелКом» в России в конце сентября 2010 года составило 51,615 млн, что на 44 тыс. меньше, чем на конец августа текущего года. Заметим, что прирост Билайна был положительным в августе и июле, а в июне наблюдлись потери в 59,5 тыс., в мае прирост составил 18,5 тыс., а в апреле потери составили 422 тыс.

Абонентская база «МегаФона» на конец сентября в целом по России составила 55,856 млн: за месяц прирост составил 539 тыс. В августе прирост равнялся 894 тыс., в июле – 904 тыс., в июне – 853 тыс., в мае – 628 тыс., а в апреле – 395 тыс.

Tele2 за сентябрь удалось увеличить свою абонентскую базу по России на 340 тыс., что меньше, чем в летние месяцы. Напомним, что в августе прирост составлял 393 тыс., в июле – 436 тыс., а в июне – 411 тыс.

Рынок России в сентябре 2010 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 32,2 % (прирост 0,3 %), «ВымпелКом» - 23,8 % (прирост 0,9 %), «МегаФон» - 25,8 % (прирост 0,2 %). Доля Tele2 составила 8,2 % (прирост 0,2 %). На долю остальных операторов пришлось 10,0 % (прирост 0,2 %).