По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей широкополосного доступа в Интернет в России за первый квартал 2011 года (с начала января по конец марта) увеличилось на 1,129 млн и составило к концу 2010 года 16,500 млн абонентов (перед началом первого квартала, в конце декабря, эта цифра была равна 15,371 млн). Отметим, что прирост за первый квартал 2011 года (1,129 млн) был несколько ниже, нежели прирост за четвертый квартал 2010 года (тогда он составил 1,22 млн).
При этом в первом квартале 2011 года наиболее успешным с точки зрения прироста абонентской базы в целом по России стал март, когда прирост составил 393 тысяч. Наименее удачным можно назвать январь, когда прирост составил 355 тысяч. В феврале прирост составил 381 тысяч. Заметим также, что в течение первого квартала 2011 года по месяцам наблюдалась увеличение прироста от месяца к месяцу.
Лидером по темпам прироста абонентской базы за первый квартал 2011 года в России стал объединенный «Ростелеком», который увеличил свою абонбазу за указанный период на 250 тысячи абонентов (на конец декабря абонбаза «Ростелеком» составляла более 6,730 млн). Наиболее удачным в отношении прироста базы абонентов месяцем для оператора стал март, принесший 110 тысяч абонентов. В январе и феврале «Ростелеком» также продемонстрировал довольно высокие темпы прироста – 60 тысяч и 80 тысяч абонентов соответственно. В итоге абонентская база объединенного «Ростелекома» на конец марта 2011 года достигла 6,980 млн. С этими показателями «Ростелеком» занимает первое место в России по объему абонентской базы.
Что касается того, как распределились остальные места в «топ-5» (по объему абонентской базы) среди российских операторов к концу первого квартала 2011 года и того, какие темпы прироста продемонстрировали компании в первом квартале текущего года, то здесь ситуация сложилась следующая: С первого на второе место в России по объему абонентской базы переместился оператор МТС. Его абонбаза на конец первого квартала 2011 года достигла 1,807 млн (на конец декабря абонбаза МТС составляла 1,724 млн). По приросту абонентской базы за первый квартал 2011 года МТС оказался на четвертом месте с общим показателем 83 тысячи. Наиболее успешным для МТС стал март – прирост составил 37 тысяч. Показатели января и февраля составляют 26 тысяч и 20 тысяч соответственно.
Для «ВымпелКома» первый квартал в целом оказался вполне удачным: По объему абонбазы к концу первого квартала 2011 года оператор находится на третьем месте с 1,545 млн, а по приросту – на втором с 145,2 тысячи за квартал. «Вымпел Ком» также наращивал свою абонентскую базу достаточно активно. Прирост за январь составил 31,8 тыс., за февраль – 64,3 тысяч и за март – 49,1 тысяч абонентов.
Четвертое место (как и в прошлом квартале) по объему абонентской базы по итогам первого квартала 2011 года занял оператор «ЭР-Телеком». Абонентская база этой компании к концу марта составила 1,459 млн. При этом, оператор продемонстрировал третий результат по общему приросту в четвертом квартале – 110,9 тысяч абонентов. Так, если в январе прирост составлял 39,5 тысяч, то в феврале и марте соответственно 34,5 тысяч и 36,9 тысяч.
На пятом месте по объемам абонентской базы находится оператор «Акадо». Его абонбаза на конец марта достигла 729,5 тысяч, тогда как общий прирост за квартал был равен 22,1 тысяч. Максимальный прирост был продемонстрирован «Акадо» в феврале – 14 тыс., а в марте он составил 6,5 тысяч. Январь же стал для «Акадо» менее удачным месяцем в котором был продемонстрирован наименьший прирост за квартал – 1,5 тысяч абонентов.
В процентах доли в чистых подключениях по России в целом в первом квартале 2011 года распределились между операторами следующим образом: Наибольшую долю получил оператор «Ростелеком» - 22%. Второе место занял «ВымпелКом» (13%), а на третьем расположился «ЭР-Телеком» с 10%. Четвертое место занимает МТС (7%), на пятом оператор «Акадо» ( 2%). На долю операторов, входящих в категорию «другие» приходится 46% по чистым подключениям в первом квартале 2011 года.
Таким образом, доли рынка услуг ШПД в России в первом квартале 2011 года распределись между операторами так. Операторы, не вошедшие в «топ-5», продолжают занимать значительную долю рынка – 24 %. Хотя следует отметить, что эта доля постепенно сокращается (в четвертом квартале 2010 года она составляла 27%). Лидером рынка после объединения активов стал оператор «Ростелеком», получивший 42%. Второе место за МТС, доля которого составляет 11%. Третье и четвертое места делят между собой два оператора - «ВымпелКом» и «ЭР-Телеком», получившие по 9 % рынка каждый. На пятом месте расположился оператор «Акадо» с 5% долей рынка.