Октябрь 2009 года для рынка широкополосного доступа в Интернет, по данным аналитиков, оказался довольно спокойным месяцем. Пожалуй, самым значимым событием стало отсутствие явного общероссийского лидера по приросту – доли в приросте крупнейших игроков оказались не слишком отличными друг от друга.
По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей широкополосного доступа в Интернет в России достигло к концу октября 2009 года 10,63 млн, увеличившись, таким образом, на 410 тыс.: на конец сентября текущего года данный показатель равнялся 10,22 млн. Таким образом, октябрьский прирост оказался даже выше, чем в сентябре, хотя и тот можно было считать довольно значительным – 340 тыс. В августе, например, прирост составлял лишь 150 тыс. абонентов.
Доли провайдеров ШПД в приросте в октябре 2009 года распределились таким образом. Лидерами с довольно-таки небольшим отрывом от преследователей стали «ВымпелКом» и «Эр-Телеком», получившие по 12 % от чистых подключений. Причем, «Эр-Телеком» хоть и выбился снова на первое место по доле, но и ему не удалось показать прежних рекордным результатов – напомним, что в июне, например, его доля была больше 20 %. Их ближайшим преследователем стал «ЦентрТелеком» с 11 %, однако и для этого оператора октябрь не стал успешным – в сентябре он занимал первое место по доле в приросте с 23 %.
Остальные крупные российские операторы от тройки лидеров отстают довольно значительно. Так, по 6 % от чистого прироста абонбазы получили «Северо-Западный ТелеКом» и «УралСвязьИнформ». По 5 % - «Комстар», ЮТК и «ВолгаТелеком». «СибирьТелеком» получил 4 % от общего прироста, а «Акадо» - 0 %. Что касается остальных региональных операторов, то на их долю пришлось 34 % от всех чистых подключений, что значительно больше, чем в сентябре, когда на их долю приходилось 22 %.
В итоге к концу октября 2009 года абонентская база топ-10 операторов ШПД выглядела так. Количество абонентов «Комстар» на конец октября составило 1,174 млн, что на 19 тыс. больше, чем на конец сентября текущего года (тогда этот показатель равнялся 1,155 млн).
Вырвавший в «миллионеры» в сентябре «ЦентрТелеком» увеличил свою абонентскую базу на 45,2 тыс. абонентов, и в итоге на конец месяца его абонбаза достигла 1,056 млн. Таким образом, прирост «ЦентрТелекома» оказался значительно ниже, чем в сентябре, когда увеличение составило чуть более 78 тыс.
На третьем месте остался «ВымпелКом»: его абонбаза на конец октября достигла 979,6 тыс., что на 47,9 тыс. больше, чем на конец сентября. Любопытно, что у «ВымпелКома» прирост оказался почти вдвоем больше, чем месяцем ранее (прирост в сентябре составлял 26,7 тыс.).
«Эр-Телеком» вырвался четвертое место с отрывом от третьего в 124 тыс., при этом сместив с него «ВолгаТелеком». При этом по сравнению с сентябрем отрыв от занимающего третье место «ВымпелКома» сократился незначительно – всего на 1 тыс. Абонбаза «Эр-Телеком» на конец октября составила 855 тыс., увеличившись на 49 тыс. пользователей. «ВолгаТелеКом» же, несмотря на потерю четрвертой позиции, удалось удержаться в пятерке: его абонбаза выросла за месяц на 20 тыс. и достигла 852 тыс.
«Северо-Западный Телеком» оказался на шестом месте с абонбазой в 795 тыс., что на 24,4 тыс. больше, чем месяцем ранее. Далее следуют «УралСвязьИнформ» с 645 тыс. и приростом в 27 тыс., «Акадо» с 635 тыс. абонбазы и приростом в 2 тыс., «СибирьТелеком» с 501 тыс. и приростом в 14,8 тыс. и ЮТК с 495 тыс. и приростом в 20 тыс.
Таким образом, доли рынка на конец октября 2009 года распределись между операторами так. Операторы, не вошедшие в топ-10, продолжают занимать наиболее значительную долю рынка – 25 %, что на 1 % больше, чем в сентябре. На первом месте из провайдеров остался «Комстар» с 11 % (без изменений). Второе место сохранил за собой «ЦентрТелекомом», получивший 10 % (прирост 1 %). В «тройку» лидеров также вошел «ВымпелКом», сохранивший свою долю на уровне прошлого месяца – 9 %.
По 8 % получили два провайдера: «Эр-Телеком» и «ВолгаТелеком» - напомним, что месяцем ранее компанию им составлял «Северо-Западный ТелеКом», на чью долю также приходилось 8 % рынка. В октябре этот оператор потерял 1 % и, соответственно, не удержался в этой тройке. Далее идут «Акадо» и «УралСвязьИнформ» с 6 % у каждого. На долю «СибирьТелеком» и ЮТК пришлось по 5 %. Данные показатели также остались без изменений.