Компания J’son & PartnersConsulting представляет краткие результаты исследования мобильного доступа в интернет в России и мире: предварительные итоги 2014 года.
Мировые показатели
Популярность мобильного интернета в мире растет стремительными темпами. Если в 2012 году среднее количество времени, которое пользователь проводил в мобильном интернете, составляло 74,4 минуты в день, то во втором квартале 2014 года данный показатель достиг 108,6 минут в день, то есть вырос практически в полтора раза, по данным Statista.com.
Активная абонентская база мобильной передачи данных растет значительно быстрее, чем на традиционных ПК: использование мобильного интернета в мире выросло на 36% за 2011-2014 гг., в то время как использование сети Интернет с десктопов – на 10% за тот же период времени, по данным ComScore.
В 2014 году 4% интернет трафика генерировались мобильными устройствами, к 2019 году доля мобильного интернет трафика составит 15%, по данным Cisco.
Самый высокая доля трафика, генерируемого с мобильных устройств, от общего интернет трафика наблюдается в Африке, а также Азии. Это обусловлено тем, что в данных регионах мобильное устройство является более доступным пользователям, предоставляя необходимый доступ в интернет, заменяя необходимость в более дорогостоящем ноутбуке или ПК.
Мировой трафик мобильной передачи данных в ближайшей перспективе будет расти со среднегодовым темпом роста в 57% за 2014-2019 гг., по данным Cisco. По итогам 2014 года показатель среднего трафика составил 2,5 эксабайт в месяц, а к 2019 данный показатель вырастет в 10 раз и составит 24,3 эксабайт в месяц.
Ключевые показатели российского рынка
На текущий момент сегмент доходов мобильной передачи данных является одним из самых быстрорастущих сегментов дополнительных услуг в сетях сотовой связи России. В основе активного роста сегмента мобильного интернета лежало активное развертывание сетей третьего и четвертого поколения, а также увеличение пользовательской аудитории и потребляемого пользователями трафика. Отдельно стоит отметить рост проникновения планшетных ПК на руках у населения. По данным Gartner, в России на один планшетный ПК приходится 3 смартфона, когда в мире на один планшет – 5 смартфонов.
По оценкам J’son & Partners Consulting, по предварительным итогам 2014 года в России насчитывается около 99 млн. абонентов мобильной передачи данных.
Абонентская база выросла на 10%, по сравнению результатами 2013 года, проникновение мобильного интернета достигло 70%¹.
¹Проникновение мобильного интернета рассчитывается, как отношение числа активных SIM-карт, с подключенным интернет доступом, к суммарному населению России
Отметим, что если темпы роста активной абонентской базы мобильного интернет немного замедляются, то темпы роста среднего трафика на одного абонента, наоборот, существенно увеличиваются: с 2010 года данный показатель вырос уже более чем в 15 раз.
По оценкам J’son & Partners Consulting, по итогам 2014 года средний трафик на 1 активного абонента мобильной передачи данных в месяц составляет 1,6 ГБ.
Владельцы смартфонов – самые активные пользователи мобильного интернета по итогам 2014 года. 52,6 млн абонентов пользовались мобильной передачей данных, генерируя в среднем на одного пользователя 1,2 ГБ трафика в месяц.
За последние годы изменилась структура потребления мобильного трафика в России. Если в 2013 году, по оценкам J’son & Partners Consulting, суммарно на планшеты и смартфоны приходилось 30% трафика, то в 2014 году данный показатель составил 47%.
Прогнозы развития мобильного интернета
С учетом роста общего числа пользователей смартфонов и планшетных ПК, J’son & Partners Consulting ожидает увеличения суммарной активной абонентской базы мобильного интернета свыше 150 млн. абонентов к концу 2018 года.
Драйверы развития мобильного интернета в России:
По мнению J’son & Partners Consulting, основными драйверами роста абонентской базы и среднего трафика мобильной передачи данных являются:
- Быстрый рост проникновения смартфонов и планшетных ПК.
- Внедрение новых технологий высокоскоростной передачи данных (HSPA+, LTE). Увеличение покрытия сетями 3G/4G в густонаселенных районах страны.
- Снижение стоимости мобильного интернета в России. Низкая стоимость трафика «открывает» мобильный интернет для любого пользователя смартфона или планшетного ПК.Стоимость одного мегабайта трафика в базовых тарифных планах российских операторов ниже, чем у операторов США и Европы.
- Появление новых приложений для устройств доступа к мобильному интернету. Рост популярности геолокационных сервисов.
- Рост популярности видеосервисов среди пользователей и соответственно рост доли «тяжелого» интернет трафика.
- Растущий спрос на услуги на базе LTE со стороны пользователей. Существенный рост LTE-подключений в России ожидается по мере увеличения модельного ряда абонентских мобильных устройств - смартфонов и планшетных ПК с поддержкой этой технологии и «российских» частот, а также по мере удешевления таких устройств.
- Заинтересованность операторов и вендоров в расширении экосистемы LTE сетей, в высокотехнологичном оснащении устройств. В перспективе – снижение цен на абонентское оборудование.
Барьеры развития мобильного интернета в России:
- Недостаточная информированность населения о преимуществах мобильного интернет-доступа; недостаточная осведомленность пользователей о технологии LTE.
- Высокие цены на абонентские устройства с поддержкой LTE.
- Недостаточное проникновение 3G/4G и других стандартов «быстрого» мобильного интернет-доступа. Низкая пропускная способность сетей передачи данных на фоне растущего трафика данных.
- Во многих регионах России качество и реальная скорость 3G-интернета (и других «быстрых» стандартов передачи данных) ниже заявленного операторами.
Мнения представителей отрасли о перспективе рынка мобильного интернета, основных драйверах и барьерах рынка
Евгения Григорьева
ОАО «ВымпелКом», Руководитель департамента мобильного интернета
Об основных драйверах и барьерах развития рынка, ключевых тенденциях, влиянии экономического кризиса.
«Рынок мобильного интернета в России продолжает активно развиваться. Этому способствует и снижение средней стоимости мобильных устройств. Однако с учетом колебания курса валют и увеличения конечной стоимости мобильных устройств популярных производителей развитие этого тренда в России может замедлиться. В ближайшее время можно будет наблюдать и снижение покупательской активности. Опасаясь сильной девальвации рубля из-за постоянного движения курса валют, многие россияне экстренно инвестировали рублевые накопления в технику. Этому способствовали и особые условия на эти товары в период новогодних праздников и 23 февраля. Аналогичную ситуацию сейчас можно наблюдать и в преддверии 8 марта.
Росту рынка, безусловно, способствует появление ультрабюджетных брендированных устройств, которые постепенно замещают устаревшие модели телефонов и фичерфонов. Оператор по доступным ценам предлагает абонентам заменить устаревшую модель телефона на современный смартфон или приобрести планшет в комплекте с услугами связи. Наличие включенных услуг связи стимулируют абонентов более активно пользоваться и привычными услугами связи, и совершенно новой для них услугой - мобильным интернетом - в течение всего оплаченного периода, а также после его завершения».
О текущем уровне развития российского рынка мобильного доступа в интернет и о наиболее перспективных направлениях его будущего развития.
«Мобильные приложения стали еще одним драйвером развития рынка мобильного интернета в России. И если раньше компании фокусировались на развлекательном контенте, то сейчас приложения становятся ключевым инструментом digital-обслуживания и отличной возможностью оперативного решения текущих вопросов. Вы можете самостоятельно управлять собственными банковскими счетами, расходами на мобильную связь, оплачивать парковку, услуги такси и т.д.
Мобильный интернет становится дополнительным рекламным каналом. Молодая аудитория предпочитает большим экранам свои собственные мобильные устройства, что напрямую говорит об изменении интернет-трафика и развитии дополнительных сервисов. Сейчас мы наблюдаем расцвет мобильного телевидения, появления все большего количества мессенджеров для общения, повсеместного увлечения социальными сетями и т.д. Все это и дальше будет оставаться востребованным для потребителей и позволит вывести мобильную рекламу на новый уровень развития».
Леонид Савков
МегаФон, Директор по маркетингу
«В условиях экономического кризиса на мобильной связи люди экономят меньше всего, а интернет становится бюджетным способом получить развлечения, а также почти бесплатно общаться с другими людьми. Что будет способствовать еще большему росту мобильного интернета.
К драйверам развития мобильного рынка мы относим помимо выше указанных также рост интереса к бюджетным устройствам. Учитывая новые экономические реалии, эта тенденция продолжится. Продажи бюджетных смартфонов в салонах «МегаФона» в 2014 году выросли по сравнению с 2013 годом на 35%. По нашим оценкам в целом на рынке продажи бюджетных смартфонов выросли больше, чем в 2 раза.
В 2014 году в салонах МегаФон было представлено эксклюзивное предложение Оператора - планшет Login 3 в низком ценовом сегменте до 2 000 руб. Планшет Login 3 за 1 990 руб. с первых дней установил рекордные продажи, запуск продаж планшета состоялся в августе 2014 года. По итогам 5 месяцев 2014 года планшет МегаФон Login 3 занял долю 30% в общих продажах планшетов. Уже в этом году мы запустили новые бюджетные смартфон MegaFon Login 3 и фаблет Login+ (самый выгодный в линейке подобных устройств) и видим возрастающий интерес аудитории.
Еще одним важным фактором является развитие сетей четвертого поколения. Сегодня сеть 4G+ от МегаФона доступна уже в 72 регионах России. Причем, мы делаем ставку не на количество запущенных городов, а на качество покрытия. Мы стремимся к тому, чтобы в тех регионах, где мы предоставляем услуги сети 4G+, у наших абонентов были действительно высокие скорости мобильного интернета.
С развитием сетей, соответственно, растет и интерес к устройствам с поддержкой LTE. Заметно выросла доступность устройств с поддержкой 4G. Кроме того, расширилась линейка устройств, поддерживающих LTE-Avdanced. В салонах «МегаФона Ритейла» на конец 2014 года продавались 140 моделей устройств с поддержкой 4G, а также мобильный или настольный роутер MegaFon Space, позволяющий почувствовать скорость в сети LTE-Advanced – до 300 Мбит/с. Продажи 4G-смартфонов за 2014 год по сравнению с 2013 годом выросли в 3 раза.
Еще один значительный тренд, оказывающий влияние на развитие интернета, – это развитие M2M устройств».
Основные драйверы роста традиционно:
1. Рост проникновения интернет-устройств.
- На конец 2014 года доля дата-передающих устройств в сети МегаФон составила более 45%.
- Продажи смартфонов в салонах МегаФон Ритейл за 2014 год выросли на 30%.
- Соотношение в продажах смартфонов к телефонам 60% к 40%.
2. Распространение бюджетных устройств.
- Расширение линейки Login.
- Доля продаж бюджетных смартфонов (в штуках, стоимостью до 5 тыс. руб.) в салонах «МегаФона» в 2014 году выросла по сравнению с 2013 годом на 35%.
3. Рост ассортимента и популярности 4G устройств.
- Доля 4G-устройств от продаж дата-передающих устройств в ассортименте МегаФон Ритейла выросла с 13% (в 2013 году) до 22% (в 2014 году) (дата-передающие устройства- смартфоны, планшеты, модемы, роутеры).
- Продажи 4G-смартфонов за 2014 год по сравнению с 2013 годом выросли в 3 раза.
- Выросло число бюджетных LTE-устройств, которые пользовались большой популярностью в прошлом году.
4. Развитие сетей 3G/4G и расширение покрытия.
- На 20% увеличилось число 3G/4G БС.
- Сети 4G+ от «МегаФона» - уже в 72 регионах страны/ 15 000 БС.
- Сеть LTE-Advanced запущена в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске.
5. Постоянный рост средних скоростей.
- Постоянное расширение покрытия и модернизация сети приводят к постоянному увеличению качества интернета и росту средних скоростей.
- Развитие технологий ПД.
- Апрель 2012 года: «МегаФон» первый в России запустил LTE в Новосибирске со скоростью до 50 Мб/сек.
- Февраль 2014 года: «МегаФон» первый в России запустил сеть LTE-Advanced в Москве со скоростью до 300 Мб/сек.
- Февраль 2015 года: «МегаФон» первый в России продемонстрировал рекордную скорость до 450 Мб/сек благодаря агрегации трех несущих в сети LTE-Advanced.
Развивая сеть четвертого поколения, мы всегда делаем ставку не на количество запущенных городов, а на качество покрытия. Мы стремимся к тому, чтобы в тех регионах, где мы начали предоставлять услуги сети 4G+, у наших абонентов были действительно высокие скорости мобильного интернета
6. Снижение стоимости мобильного интернета.»
Светлана Скворцова
Tele2, Директор по стратегическому планированию
«Сегмент мобильного доступа в интернет вырос за пределы VAS-услуг (раньше было принято отражать услуги передачи данных, как часть услуг с добавленной стоимостью) и превратился в ключевой драйвер роста выручки операторов. Еще 4-5 лет назад мы говорили о том, что рост потребления мобильного трафика передачи данных был обусловлен отложенным потребительским спросом и неспособностью операторов симметрично монетизировать возрастающий спрос.
Барьерами же для развития услуг мобильного интернета, в частности в России, были неразвитость экосистем 3G и 4G: низкий уровень покрытия, отсутствие устройств, низкая степень информированности о преимуществах 3G/4G. С постепенным развитием широкополосного мобильного доступа в интернет мы видим смещение фокуса в деятельности операторов: 3G устройства уже не являются проблемой с точки зрения цены, операторы заканчивают строительство сетей, но по-прежнему высока доля абонентов, в том числе имеющих смартфоны с поддержкой 3G/4G, которые не пользуются услугами мобильного интернета. Создать спрос на эти услуги - вот внутренний драйвер роста в рамках существующих стандартов связи.
Другие тенденции в развитии мобильного доступа в Интернет:
- Развитие геолокационных сервисов, услуг потокового видео и игр, то есть «тяжелого трафика» в целом, мобильного шопинга.
- Отказ от персональных компьютеров и ноутбуков в пользу смартфонов, планшетов и «носимых» устройств, появление новых приложений для операционных систем, мобильных версий сайтов и расширение функциональностей социальных сетей».