Компания «TELE2 Россия» подвела итоги работы в первом квартале 2010 года. Пресс-конференция, где были озвучены результаты за три месяца, состоялась недавно в Москве – городе, где оператор не присутствует, но рассчитывает развернуть сеть четвертого поколения.
Прошедший год был «TELE2 Россия» в чем-то знаковым: оператор расширил территорию своего присутствия до 36 регионов страны (последний, которым стала Калининградская область, присоединился уже в этом году), тем самым выполнив обязательства, полученные вместе с лицензиями еще в 2007 году. Поэтому не удивительно, что встреча с журналистами, которые традиционно проходят ежеквартально, на этот раз носила расширенный характер: топ-менеджеры компании отвечали на вопросы корреспондентов из всех 37 субъектов федерации, где сейчас есть связь от TELE2.
Подводя итоги прошлого года, президент «TELE2 Россия» Дмитрий Страшнов рассказал, что рост абонентской базы составил 39, операционной выручки – 21 процент. Несмотря на кризис, компания продолжила инвестировать, при этом объем капиталовложений вырос на 45 процентов, составив более одного миллиарда долларов США. Все эти цифры Д.Страшнов привел для того, чтобы не голословно звучала его фраза о том, что в 2009 году компания TELE2 доказала, что является самой быстроразвивающейся на рынке отечественного телекома.
Бизнес в России не только выглядел отлично сам по себе, но и на фоне подразделений в других странах. На начало 2010 года из 85 миллионов человек, которые потенциально могут стать абонентами оператора, так как живут вблизи его станций, 61 миллион – это россияне. Если же пересчитывать уже существующих потребителей услуг, то из 27 миллионов абонентов группы компаний TELE2 14,5 миллиона приходится на Россию.
Кроме того, важными итогами прошедшего года Д.Страшнов назвал увеличение доли присутствия на российском рынке с 5,5 до 7 процентов. «Мы стали номером один по динамике роста и говорим о рынке в целом, то есть с учетом тех регионов, где компания не присутствует», — отметил он. Номером один, по его словам, компания также стала по динамике прироста новых абонентов, каждый четвертый из которых подключался к сети TELE2, и по продуктивности: она рассчитывалась по такому критерию, как количество абонентов на одного сотрудника оператора – она составила 4500 к одному.
Президент «TELE2 Россия» уверен, что вверенная ему компания, приходя в регионы, серьезно меняет ситуацию. Если говорить о «зрелых», то есть тех, где оператор работает более трех лет, то в половине из них TELE2 занимает 1-2 места по числу абонентов. Появление же в новых приводит к общему снижению цен на сотовую связь на 25-40 процентов.
Итоги, но уже более свежие (за три квартала) озвучила финансовый директор «TELE2 Россия» Ольга Осина, уточнив, что журналисты их слышат в тот же день, что и совет директоров TELE2 в Стокгольме.
Итак, на конец марта абонентская база оператора в России составила 15,4 миллиона абонентов. Причем рост был внушительный — 300 процентов или почти миллион, если переводить в абонентов. «Это необыкновенная цифра, и каждый оператор в старее хотел бы наращивать базу такими темпами, — не скрывая гордости, заметила финансовый директор. – Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Это хороший шаг, хороший задел к тому, что наши результаты в будущем будут еще лучше».
Операционная выручка за первый квартал выросла на 32 процента (до 9 миллиардов рублей), что, по словам О.Осиной, также является прекрасным результатом. «Мы не просто наращиваем абонентскую базу, не просто зарабатываем, а постоянно ищем внутренние резервы, постоянно занимаемся повышением эффективности всех направлений деятельности компании», — добавила она. В то же время, новые регионы по большому счету пока приносят убытки, поэтому основным позитивным результатам TELE2 обязана «зрелым».
Крупными масками Д.Страшнов рассказал о целях на этот год, заглянув и в 2011-2012. «Мы хотим измениться, — начал он презентацию, — стать компанией, которая не только декламирует, что является самой дешевой на рынке, но и в том числе обращает серьезное влияние на качество связи. Поэтому мы будем стремиться предоставлять лучшие сервисные услуги, лучшие тарифы, лучшие продукты по соотношению цена/качества. Это очень важная цель, то есть мы постепенно переходим от только ценового преимущества в область качества».
Во-вторых, отличительным признаком новой компании должны стать простота и доступность. «Мы хотим быть понятными для наших абонентов с точки зрения количества и содержания тарифов, мы никогда не будем разрабатывать огромное количество продуктов, в которых потребители будут путаться, приобретая то, что им не нужно. Говоря о доступности, мы подразумеваем, что должны быть везде, где есть наши потребители», — рассказал Д.Страшнов.
Еще одно направление изменений – максимальная продуктивность. Перед нами стоит задача сохранить хорошие показатели. Сегодня, по его словам, создается такая структура в компании, которая позволит вести эффективный бизнес на протяжении нескольких лет.
Устойчивый органический рост подразумевает амбиции – достижение лидерских позиций в новых регионах и территориальный рост в старых. «Мы также изучаем возможности расширения географии, в том числе и за счет возможного получения лицензия на развертывание сети четвертого поколения на основе технологии LTE», — закончил выступление Д.Страшнов.
Во время пресс-конференции он более детально остановился на некоторых вопросах и проектах.
Пока вы не запустите LTE, вы будете концентрироваться только на голосе? ARPU у вас 206, что ниже среднероссийского на «стольник». Каково ощущение, ведь «большая тройка» развивает передачу данных?
Действительно у нас ARPU (средняя выручка на одного пользователя) чуть более 200 рублей. Но надо понимать, что мы не присутствуем в Москве. Если бы мы были здесь, то наше ARPU было бы очень близким к показателям основных конкурентов. Да, голос – наша основная услуга. Несмотря на это, доля VAS-услуг (неголосовых) в нашем портфеле не меньше, чем у «тройки», — примерно 20 процентов. До того, как появится LTE, мы можем успешно конкурировать, предоставляя мобильный интернет там, где его нет, — небольшие поселения, отдаленные районы.
Насколько вашим абонентам нужно 4G?
Наступит какой-то момент, когда конкурировать, имея только голос, будет невозможно. Поэтому мы и собираемся разворачивать сеть 4G. Через два-три года это уже случится.
Вы собираетесь переходить от позиционирования себя как дискаунтера. Как изменится маркетинговая и рекламная компания, останется ли образ мафии?
Учитывая, что покрытие у нас увеличилось, что мы стали работать не только с молодежью, но и с людьми низким достатком, понятно, что имидж будет меняться. Хотя пока нет четкого плана, как именно: во втором полугодии пройдет тендер по выбору компании, которая нам будет помогать в этом вопросе.
Когда ожидается появление сети в Москве?
Безусловно, это знаковый шаг для развития компании, – присутствовать в Москве. Нельзя считать себя национальным оператором и не присутствовать в Москве, даже если у нас будет 50 регионов, а не 37, как сейчас. Но этот вопрос надо адресовать не к нам, а к регуляторам на рынке. Мы понимаем, что частотный дефицит не позволяет нам выйти на Москву достаточно легко и быстро. Если ли шанс для новых игроков? Есть, но только в высокочастотном секторе, то есть LTE. Но мы будем участвовать во всех возможных конкурсах, тендерах, развертывании тестоваых зон.
Каковы инвестиции на 2010 год?
На 2010-2011 годы мы планируем инвестировать около 700 миллионов долларов США. Более половины из этой суммы будет направлено на расширение емкости сети.
Что вы предлагаете для бизнеса?
Бизнес-сегмент для нас очень важен. Сегодня мы слабо представлены в этой сфере, так как нам сложно работать с национальными компаниями, которым важно покрытие по всей территории России. Поэтому наше направление, на чем мы будем фокусироваться, — малый и средний бизнес. В старых регионах у нас есть линейка тарифов, выгодная для бизнесменов.
Как уживаетесь с «большой тройкой»?
Раньше мы воспринимались как оператор, который приходит и раздражает. Сейчас отношение меняется – нас воспринимают как серьезного конкурента, так понимают, что приходя в регион, мы потенциально можем забрать себе 25-30 процентов их абонентов. Это заставляет нас держать себя в тонусе.
Планируется ли внедрение каких-то продуктов, телефонов, оборудования?
Ответ — нет. Телефон сам по себе для российского потребителя — это больше, чем просто устройство, по которому можно говорить и что-то слышать в ответ. Делать телефоны с большими резиновыми кнопками, которые просто дешевые и выполняют несколько функций не имеет смысла. В России телефон меняется раз в 9 месяцев.
Рынок сотового ритейла в России движется от дилерского к операторскому. Не планируете ли развивать свою собственную розницу как отдельное направление бизнеса?
Мы будем строить свою розницу, монобрендовую, но несколько с другими целями. Мы не хотим превращать ее в монопольный канал реализации наших sim-карт и «залоченных» телефонов. Наших новых магазинов будет открываться не более двух-трех на регион, и помимо подключения и оплаты счетов там можно будет приобрести телефоны и сопутствующие товары, аксессуары, востребованные нашей аудиторией, – наушники, mp3-плееры.
Каковы ваши планы по абонентской базе?
Наши амбиции – к концу 2011 года увеличить ее до 19-20 миллионов.
Кризис остался за скобками вашего выступления. Он вас никак не коснулся?
Кризис мы не заметили. Телеком в меньшей степени подвержен негативным тенденциям, потому что последнее, что сделают люди, — это перестанут говорить. Да, люди стали экономить, но это нам оказалось на пользу, так как люди стали выбирать тарифы с более низкими ценами, то есть наши.